Ярослав Козлов (yroslav1985) wrote,
Ярослав Козлов
yroslav1985

Categories:

Заблуждения А.В. Шубина по поводу финансирования газеты "Правда" в 1917 г.

В 2013 г., после публикации моего поста "мифотворец доктор исторических наук Александр Владленович Шубин" (См.: http://yroslav1985.livejournal.com/107596.html ), А.В. Шубин shubinav дал разъяснения относительно приведенной там информации. Кроме этого, в комментариях А.В. Шубин привел ссылку на размещенную на сайте "Советские исследования. Взгляд из XXI века" главу, из пока что неопубликованной на тот момент книги "Великая российская революция. 1917" , после чего у нас было небольшое обсуждение по поводу указанной в этой главе информации относительно финансов газеты "Правда" в 1917 г. С моей стороны было замечено, что в главе не совсем точно и правильно отражена некоторая информация о финансировании газеты. Учитывая, что вопрос этот довольно серьезный, я пообещал Александру Владленовичу подготовить публикацию, в которой постараюсь дать широкое и полное разъяснение по данному поводу.

В конце 2014 г. Александр Владленович Шубин опубликовал свою книгу "Великая российская революция: от Февраля к Октябрю 1917 года", в которой, на стр. 273-274, отметил:

"Таким образом можно утверждать, что у большевиков были спонсоры за пределами рабочего класса, но размеры их помощи составили всего несколько десятков тысяч рублей, что не играло существенной роли в успехах ленинцев - обороты "Правды" и ЦК РСДРП (б) были больше.Эти спонсоры были готовы одолжить большевикам недостающие им средства для налаживания более прибыльного и широкомасштабного издательства, чем "Правда" и "Прибой" весны 1917 г. Однако усилия, предпринятые в этом направлении в мае-июле 1917 г. закончились разгромом "Правды" 5 июля и дали двольно скромные результаты.
У большевиков действительно возник в первой половине мая 1917 г. дефицит в несколько десятков тысяч рублей (около 30 тыс.), который им нужно было быстро покрыть (хотя бы в долг). Этот дефицит был покрыт, но сама история с покупкой типографии оказалась малозначимым эпизодом, так как июльское поражение обнулило результаты этих усилий.
Среди этих спонсоров, очевидно был Ганецкий и вероятно - его партнер Козловский (хотя они были не единственными источниками относительно крупных сумм более тысячи рублей, если вспомнить о взносе Черемовского). Разгром "Правды" 5 июля стал фор-мажорным обстоятельством, который позволил большевикам несколько месяцев не возвращать долги (а после октября 1917-го это стало неважно).
Роль Ганецкого и Козловского представялется важной не сама по себе (тем более, что их вклад в дело победы большевиков в любом случае скромен), а из-за их связи с Парвусом. Однако из сказанного выше следует, что они могли передавать большевикам не деньги Парвуса, а деньги. которые де-юре были заработаны ими лично.
Даже если Козловский направил деньги на покупку типографии, это еще не означает, что просто спонсировал большевиков. Речь могла идти о совместном проекте большевиков и польских социал-демократов"

22 апреля 2016 г. на официальном сайте Российского военно-исторического общества была размещена статья А.В. Шубина "Ленин и деньги: бухгалтерия Октябрьской революции", в которой он по вопросу финансирования газеты "Правда", привел информацию, уже ранее опубликованную в его книге.
(См.: http://histrf.ru/lyuboznatelnim/history-delusions/article-history-delusions/lienin-i-dienghi-bukhghaltieriia-oktiabrskoi-rievoliutsii )

14 декабря 2016 состаялась видеоконференция «Уроки столетней истории: что важно знать ученику о Великой российской революции» (См.: https://drofa-ventana.ru/material/uroki-stoletney-istorii-chto-vazhno-znat-ucheniku-o-velikoy-rossiyskoy/ , на которой А.В. Шубин, начиная с 27 мин 35 сек. говорит следующее:

"Так вот, я просто бухгалтерию, слава богу она теперь опубликована, вот эту большевистскую бухгалтерию подробно разобрал в своей книги просто до рубля. И должен сказать, что не сходится на такую в общем скромную сумму эта бухгалтерия, там 30 000 рублей, это для политической партии тогда было полная ерунда, что это мог кто угодно просто эти деньги вынуть из более-менее обеспеченных людей, а у Ленина было много обеспеченных знакомых, включая того же Горького. Просто можно было вынуть из кармана и дать так, но может быть это дал Ганецкий, который работал на Парвуса, но не значит, что действовал по заданию Парвуса". (См.: https://www.youtube.com/watch?v=MFUET9cRn0s )

Здесь нужно сразу заметить, что никакую подробно бухгалтерию РСДРП (б) Александр Владленович не разбирал до рубля и эта бухгалтерия нигде не была опубликована. На самом деле здесь имеется ввиду бухгалтерия газеты "Правда" за 1917 г., которая только лишь частично была представлена в издании Следственное дело большевиков. Сборник документов: в 2 кн. (3 тома). Под ред. О. К. Иванцовой М.: АНО "Издательство "Российская политическая энциклопедия". 2012.

На портале "Вечерняя Москва" под названием "Великий век" 2 марта 2017 г было опубликовано интервью с А.В. Шубиным, в котором он подчеркнул:

"Широко распространена версия, что Ленин действовал на немецкие деньги. Я посчитал дефицит большевистского бюджета, который выявляется документально, это около 30 тысяч рублей. Это незначительная сумма, для партии ее было не очень сложно достать.

Это мог сделать и большевик Ганецкий, которого считают связным большевиков с Германией. Но такую сумму он мог найти и по своей инициативе. Или кто-то другой мог сделать такой относительно незначительный взнос. Только купленная большевиками типография стоила 225–250 тысяч. То есть эти деньги составили кусочек типографии. Но большевики толком этим и не воспользовались, поскольку типографию вскоре конфисковали"
(См.: http://vm.ru/news/2017/03/02/velikaya-tragediya-mass-perevorot-1917-goda-on-zhe-velikaya-oktyabrskaya-sotsialisticheskaya-revolyutsiya-ostaetsya-odni-358370.html )

7 марта 2017 г. на сайте журнала "Историческая Экспертиза" было опубликовано очередное интервью А. В. Шубина "Революция 1917-1922 гг. и мы", в котором он сообщил следующее:

"Более интересно обсуждение версии о зарубежном финансировании большевиков. Я проанализировал следственное дело большевиков, провел подсчеты и могу утверждать, что финансовый баланс большевиков весной-летом 1917 г. не сходится примерно на 30 тыс. руб. Чтобы понять масштаб этой суммы, типография, в которую, видимо, вложили эти деньги, стоила 225 тыс. руб., а вместе с комплектующим — 250 тыс. руб. Однако большевики не успели толком этой покупкой воспользоваться, поскольку в июле 1917 г. эта типография была у них конфискована. Вот и вся роль непонятных денег, которые, якобы отправил «германский генштаб» через Парвуса и Ганецкого, руководившего фирмой, в которую вложился Парвус. Ганецкий был большевиком и мог не согласовывать политические шаги со своим работодателем Парвусом. В тот момент фирма Ганецкого шла под уклон и не могла работать дальше. Он приехал в мае 1917 г. и мог привести некоторые деньги. Небольшие средства снимались со счета, но основные «зависли», не могли быть переведены в Стокгольм, поскольку был введен запрет на перевод денег за границу с целью прекратить утечку капитала. Когда будет проведена ревизия, выяснится, что почти все деньги на месте, а расходы легальны. Оплата юриста Козловского великовата разве что. Но не только он, но и другой более обеспеченный человек, расположенный к большевикам, мог дать такую относительно небольшую сумму, которой не хватало на покупку типографии. Утверждать, что именно Ганецкий передал эти деньги, я не могу, но исключать этого я тоже не могу. Это весьма вероятно. Но большевики и без этой суммы прекрасно бы справились. Благо они нарастили тиражи своих изданий осенью, уже когда точно не было никакого внешнего финансирования, т.е. получали деньги от членов своей партии, которых уже было более 300 тысяч человек"
(См: http://istorex.ru/page/shubin_av_revolyutsiya_1905-1922_gg_i_mi )

10 апреля 2017 г. на сайте русской службы Би-би-си под названием "Бухгалтерия у большевиков не сходится всего на 30 тысяч" размещено интервью с А.В. Шубиным. Процитируем интересующий нас фрагмент:

Би-би-си: И всё-таки. Вот читает человек про поездку Ленина с товарищами в "пломбированном вагоне", читает доводы о том, что никакой связи с Парвусом у него не было, и тут видит, что на шведском берегу большевиков встречает сотрудник Парвуса, большевик Якуб Ганецкий! Как он попал к Парвусу, какие были связи между Парвусом и Фюрстенбергом-Ганецким?

А.Ш.: Во-первых, не будем забывать, что Парвус - известный социал-демократ. Естественно, они все знакомы. А дальше уже как-то складываются отношения.

Троцкий и Парвус были большими друзьями в 1905 году, но уже не были друзьями, например, в 1917-м.

Парвус занимался бизнесом, Ганецкий тоже занимался бизнесом, у него были там родственные связи, и его просто, так сказать, пристраивали. Они имел коммерческие навыки, а Парвусу нужен был сотрудник, имевший такие навыки, и в то же время "с политическим прицелом". То есть, нужен был такой человек, который мог быть его человеком у большевиков, условно говоря.

В то же время Ганецкий мог быть и "человеком большевиков в бизнесе", что всегда было очень желательно.

Ганецкий был небогат - он всё-таки был топ-менеджер, а не хозяин - и он не мог просто использовать фирму в интересах большевиков. Но с введением в России в июне 1917 года запрета на вывоз денег торговля стала невозможной.

Фирма дальше не смогла бы работать, её надо было как-то сворачивать, и Ганецкий в этих условиях в принципе мог - у него была техническая возможность - какую-то сумму, порядка 30 тысяч по моей оценке, подкинуть большевикам "на мелкие расходы".

Его личное финансовое положение было довольно скромным. Например, когда он начал заниматься интернациональной пропагандой в пользу большевиков в Стокгольме, то большевики ему направляли средства из своих скромных запасов, чтобы он этим занимался, своих денег у него на это не было.

То есть, он мог бы действовать взаимозачётом, но получилось так, что в мае большевикам остро понадобились деньги, а он как раз приезжал. Он мог просто какую-то сумму привезти с собой - ну, естественно, небольшую, не чемодан с деньгами, но какую-то мог. Плюс на счёте (фирмы) оставались какие-то деньги, и некоторые из них были обналичены через адвоката, Козловского, который тоже был членом Социал-демократии Королевства Польского и Литвы.

Видимо, деньги предназначались на совместный проект, каковым была типография (типография Манделя в центре Петрограда, купленная большевиками - Би-би-си). Типография впоследствии печатала польские материалы, так же как и большевистские.

Би-би-си: Когда они её купили?

А.Ш.: В мае 1917 года.

Би-би-си: И они говорили, что деньги на неё собрали, так сказать, по "народной подписке".

А.Ш.: Совершенно верно. Более того, они опубликовали, как поступали деньги, в основном от рабочих, следствие потом проверяло наличие этих денег, и там (пожертвования) по мелочам, по мелочам, а где-то - вдруг крупная сумма. Но эту крупную сумму собрали, скажем, 200 рабочих. Ну как крупная - две тысячи рублей, три тысячи.

Соответственно, сверка этих данных следствием показала, что примерно всё сходится. Видимо, они не стали очень уж копаться.

То, что удалось посчитать мне, не сходится на сумму плюс-минус 30 тысяч.

Примерно такие суммы Козловский мог тратить по распоряжению Ганецкого и получал на свои нужды - как высокооплачиваемый адвокат. Хотя он толком ничего не делал, что подтвердила [руководительница петроградского отделения фирмы, двоюродная сестра Ганецкого Евгения] Суменсон, которая, в общем, вполне честно сотрудничала со следствием. И была совершенно оклеветана в мемуарах сотрудника контрразведки [Бориса] Никитина - это изрядный лжец, и я очень жалею, что, пока не прочитал в то время материалов дела, в 2006 году сослался на него в книге "10 мифов советской истории".

Проработав материалы дела, я показал, что Никитин лгал, когда утверждал, что Суменсон сразу же во всём созналась. Это материалами дела абсолютно опровергается. То есть, она очень рационально всё объяснила, где, какие деньги, куда ушли, она не выгораживала Козловского, она сказала: да, помощь он нам не оказывал, у него были какие-то дела с Ганецким, тот меня обязал выдать ему такие-то суммы. Суммы невеликие - вот, в пределах 30 тысяч.

(См: http://www.bbc.com/russian/features-39518074 )

В четвертой серии документального фильма Би-би-си "Поезд Цюрих-Революция" Александр Владленович на 5 мин 9 сек. утвердительно говорит: "Я посчитал бухгалтерию большевиков, вот нехватка денег тысяч тридцать". (См.: https://www.youtube.com/watch?v=3uUu6NW0y2g )

Непонятно для чего, Александр Владленович постоянно говорит, что он имел дело с бухгалтерией РСДРП(б), тогда, как он, на самом деле, изучал некоторые только данные из бухгалтерии "Правды" за 1917 г. ?

Для того, чтобы у телезрителей сложились правильные и верные суждения, в интервью, наверное было бы корректнее сказать так: "Ознакомившись с некоторой частично опубликованной бухгалтерией газеты "Правда" за 1917 г я хочу высказать свое предположение, что возможно для издания газеты в начале мая могло не хватать 30 000 рублей. Но хочу подчеркнуть, ввиду того, что я детально бухгалтерию не изучал, это только лишь мое предположение!!!".


23 июня 2017 г. А. В. Шубин дал интервью газете "Поиск", в котором отметил:

"- Была ли “рука Берлина”?
- Такая деталь, как немецкие деньги, якобы переданные Ленину, до сих пор не дает покоя общественности. Я посчитал соотношения доходов и расходов большевиков по материалам расследования, предпринятого Временным правительством. Деньги большевикам давали не только рабочие, но и люди разного достатка. Ничего особенного в этом нет: все партии таким образом пополняли свой бюджет. Баланс не сходится всего на 30 тысяч рублей, сумма, прямо скажем, незначительная. Для сравнения, стоимость типографии “Правды”, на которую могла пойти эта сумма, составляла 225-250 тысяч рублей. Нет никаких оснований считать, что германский генштаб переслал большевикам 30 тысяч рублей. Деньги мог дать некто им симпатизирующий - возможно, Яков Ганецкий - большевик, сотрудничающий с небезызвестным Александром Парвусом, германско-турецким социал-демократом. Он был хозяином “шедшей ко дну” фирмы, которой фактически управлял Ганецкий. Но Парвус потерял интерес к делу, и Ганецкий мог спокойно взять эти незначительные деньги. Так что серьезных оснований обвинять Ленина в моральной нечистоплотности нет".

(См.:Дризе Юрий. Страсти по власти. Как 100 лет назал рассорились революционеры..Интервью с А. В. Шубиным // газета Поиск № 25(2017) 23.06.2017 http://www.poisknews.ru/theme/publications/26420/ )

2 мая 2017 г. А.В. Шубин опубликовал брошюру "Великая Российская революция. 10 вопросов" , где в в главе "Был ли Ленин иностранным агентом" отмечает:

"При покупке новой типографии «Правды», на которую деньги собирали на заводах и митингах, у большевиков возник дефицит примерно в 30 тыс. рублей. Они теоретически могли поступить от Ганецкого и Козлов- ского. Это была относительно небольшая сумма, так как стоимость покупки составила более 225 тыс. рублей. Но сама история с покупкой типогра- фии оказалась малозначимым эпизодом, так как после июльского пораже- ния типография была конфискована. Не покупка типографии обеспечила популярность большевиков и «Правды», а содержание их пропаганды. Таким образом, можно утверждать, что у большевиков были спонсоры за пределами рабочего класса, но размеры их помощи составили всего не- сколько десятков тысяч рублей, что не играло существенной роли в успехах большевизма. Обороты «Правды» и ЦК большевиков были больше. «Правда» публиковала сообщения о взносах рабочих и коммунистов в партийную казну, которых хватало на организационную работу, так как численность партии быстро росла и превысила 300 тыс. человек."

(См.:http://rushistory.org/proekty/100-letie-revolyutsii-1917-goda/velikaya-rossijskaya-revolyutsiya-10-voprosov.html )

Итак, как мы можем заметить, в своих публикация и интервью Александр Владленович говорит о нехватке 30 000 рублей и выдвигает гипотетическое предположение о том, что деньги эти могли поступить от Ганецкого или Козловского. Делая свое предположение относительно денег поступивших от Ганецкого или Козловского, Александр Владленович при этом не опирается в качестве подтверждения данной версии ни на один документальный источник или воспоминания.

В середине августа 2017 г. вышел сборник Октябрьской революции – 100 лет. Сб. ст. – М.: АИРО-ХХI. 2017. – 304 с. (См.:http://www.airo-xxi.ru/-2017-/2345--100 ) , в котором представлена моя общая с кандидатом исторических наук Владимир Владимировичем Корнеевым статья "Финансовое положение газеты «Правда» в период двоевластия (март – май 1917 г.)", где на основе в том числе и неопубликованных документов из бухгалтерии газеты "Правда" утверждается, что никакой нехватки 30 000 рублей не было, кроме того, нет никаких сведений, что Ганецкий или Козловский, могли дать или одолжить сумму в размере 30 000 рублей.

Отмечу, что данный сборник все желающие могут приобрести в киоске в холле Института Востоковедения - Рождественка, д.12. М. Кузнецкий мост. С 11-00 до 20-00. Иногородние читатели могу заказать его на официальном сайте издательства АИРО-ХХI http://www.airo-xxi.ru/ . Также сборник продается в книжном магазине "Русская деревня" http://www.hamlet.ru/?view=item&id=28880
Tags: 1917, деньги на большевистскую печать
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments